понедельник, 3 мая 2010 г.

Предпринимателей оставят без пива


Правила игры на российском пивном рынке кардинально изменятся. В 2009 году президент России Дмитрий Медведев запустил масштабную антиалкогольную компанию , рассчитанную до 2020 года. Обещанных изменений не пришлось долго ждать. На днях глава Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Чуян одобрил законопроект , который может существенно подпортить жизнь и пивоварам, и предпринимателям , и обычным людям: в случае принятия закона производителям придется получать специальные лицензии, продукцию крепостью свыше 5 процентов нельзя будет продавать в киосках, а свыше 7 процентов придется маркировать. Кроме того, емкость пивной тары не должна превышать 0,33 литра. На первый взгляд жестко, на второй – абсолютно по-русски. В России если рубят, то с плеча, если любят – так всей душой. Президент, депутаты и чиновники пивоваров невзлюбили.



В России который год ведут споры о том, считать ли пиво алкогольным напитком . По действующему законодательству нет: пиво и напитки, изготовляемые на его основе, не относятся к алкогольной продукции, поскольку в них не добавляется этиловый спирт . Это вещество образуется само в результате брожения пивного сусла.


В Европе пиво относится к алкогольным напиткам, и споры ведутся лишь о том, при каком содержании алкоголя пиво можно отнести слабоалкогольным напиткам. В большинстве стран Европейского Союза такой границей является 1,2 процента алкоголя. Для пива, где содержание алкоголя превышает установленный предел, действуют различные ограничения: запрет на продажу несовершеннолетним, ограничения часов, дней и мест продажи, акцизные налоги. Но производители пива, как и других алкогольных напитков, не жалуются. По парламентам не бегают. 


В России же любят помахать руками, особливо после драки. В нашем случае – до драки. Законопроект еще не принят (и будет ли принят вообще в таком виде), а журналисты бьют в колокола, политики вспоминают «сухой закон» , врачи ломают копья в спорах о степени полезности или вреде пива. Чиновники уже готовят новые штрафы за употребление на улице и незаконную продажу. Пивовары и продавцы, а именно их в большей степени коснутся нововведения, пока отмалчиваются. 


В 2005 году вступил в силу федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» . До этого пиво можно было продавать без каких-либо ограничений. Согласно этому документу, запрещалось продавать и пить пиво в детских, образовательных и медицинских организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а также в театрах, кино и других зрелищных организациях, за исключением тех, в которых расположены пункты общественного питания. Все виды общественного транспорта, что трамвай или поезд также входят в зону запрета.


Потом запретили пить на улице, то есть пить пиво и слабоалкогольные напитки в общественных местах. Нарушение карается 300 рублями. Парадокс заключается в том, что в кодекс РФ об административных правонарушениях забыли вписать хоть что-то про водку. То есть сидеть на скамеечке в парке и глушить «беленькую» как бы не запрещается. Главное при этом твердо стоять на ногах и порядков не нарушать.


Не забыли борцы с алкоголем и про рекламу. В соответствующий закон добавили несколько поправок: рекламировать пиво на телевидении запрещается с 7 утра до 22 вечера, в радиопрограммах - с 9 до 24 часов местного времени, нельзя использовать в целях рекламы пива «людей и животных, а также их образы». Интересно, что при продвижении водки и сигарет такого запрета на использование людей и животных нет.


Страдальцы?


Пока законопроект остается законопроектом, пивовары не спешат делать громких заявлений. В Союзе пивоваров России (в него входят ведущие компании отрасли) отказались комментировать инициативы Игоря Чуяна. Однако выразили уверенность, что дополнительные нормы регулирования оборота и производства пива не будут способствовать снижению потребления алкоголя в стране.


Интересного мнения придерживается пивоваренная компания «Балтика» . Ее директор по корпоративным связям и информации Алексей Кедрин отметил, что если соответствует действительности тот факт, что планируется приравнять пиво в части регулирования к более крепким напиткам и при этом по ряду позиций как это было и ранее - ввести по отношению к пиву более жесткие меры, чем к вину и водке, то такие меры никак нельзя назвать мерами по снижению злоупотребления алкоголем. Это меры по стимулированию злоупотребления алкоголем. Алексей Кедрин говорит о том, что законопроекта в компании не видели, поскольку им он не присылался и официально опубликован не был - мы видим только публикации в СМИ. 


«И если соответствуют действительности утверждения СМИ, что в законопроекте есть норма, ограничивающая объем пива 0.33 л, и нет нормы ограничивающей объем водки соответственно 0.05 л, тогда этот факт - яркое подтверждение выше сказанного» - подчеркнул Алексей Кедрин. 


Таким образом, говорить о негативных последствиях для пивоваров пока рано. А вот судьба мелких предпринимателей, похоже, решена. Эксперт компании «2К Аудит» Ирина Воробьева считает, что с введением запрета на продажу пива ларьки и киоски «тут же не закроются». Но их общее количество может сильно сократиться (минимум процентов на 30), так как доходы от продажи слабоалкогольных напитков, в том числе и пива, у них составляют до 45-50 процентов выручки.


Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отмечает, что экономические последствия для отрасли, в случае реализации описанного сценария с учетом всех перечисленных норм, могут быть в целом достаточно негативными. Делать какие-то однозначные прогнозы на данном этапе довольно сложно, но в целом вполне очевидно, что, в первую очередь, в результате возможных существенных ограничений в части каналов и условий реализации пива, ограничений по объему тары, а также других, например, налоговых последствий, рынок может испытать заметное сокращение. В том числе, изменения могут неблагоприятным образом отразиться и на деятельности мелких розничных операторов, выручка которых в значительной степени формируется именно за счет поступлений от продажи пива.


Отметим, что депутаты различных партий время от времени предлагают повысить возрастную планку для лиц, которым запрещено продавать алкогольные напитки и пиво, с 18 до 21 года. Такие идеи не соответствуют Гражданскому кодексу, согласно которому любой гражданин с 18 лет имеет право «приобретать и осуществлять гражданские права в полном объеме». Правда, переписать кодекс – дело нехитрое.


Православная церковь топчется неподалеку, не так давно был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Его представители предлагают ввести запрет на продажу алкоголя в киосках и ларьках. Плюс ужесточить наказание за продажу.


По всему видно, что в стране объявлена антиалкогольная компания. Сегодня разбираются с пивоварами, завтра разберутся с производителями вина и водки. Но выпивать, как и пить, наверное, меньше не станут. Менталитет у русского человека такой: что запрещено, того очень хочется.

Источник: http://www.equipnet.ru

Комментариев нет: