среда, 8 декабря 2010 г.

Октябрьская революция пива

Маленькая круглая шляпка с перышком, короткие кожаные штаны, белые гетры и ботинки с толстой подошвой. Таков он, истинный баварец в национальной одежде с благозвучным названием «трахт» (от слова tragen – «носить», а совсем не то, что вы думали!). Левая рука обнимает белокурую фрау, а правая – держит кружку пенного пива. Какой праздник в Германии обходится без пива? Смешной вопрос! В сентябре в Мюнхен приезжают по 5-6 миллионов туристов. Фестиваль Oktoberfest – всемирный съезд поклонников немецкого пива. Две недели здесь стучат кружками и поют гимны этому напитку. Что ж, он этого достоин…



 


О, знаменитый Deutsche Ordnung! Он проявляется в грамматическом строе немецкого языка, в стройной немецкой философии, в быту, культуре, да практически во всех сферах жизни. Ordnung – это порядок, а порядок – это закон! Чтобы варить «правильное» пиво, баварцы приняли специальный закон – Reinheitgebot. В 1516 году граждане Мюнхена читали строчки из постановления муниципалитета: «…мы настаиваем, чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива, кроме солода, хмеля и воды, во всех наших городах, на рыночных площадях и по всей земле. Тот, кто умышленно нарушит Указ и не останется ему верным, должен быть лишен своего бочонка пива магистратом в качестве наказания». Эта заповедь чистоты стала стандартом качества баварского, а затем – и всего немецкого пива.


 


Чемпионами мира по употреблению пива на душу населения являются чехи – 162 литра. Немцы отстают всего лишь на четыре кружки, но это в государственных масштабах. В неофициальном зачете баварцам нет равных – 240 литров! При этом каждый баварец может гордо постучать кружкой в грудь (или в живот): «Это мы научили чехов варить настоящее пиво!» А что, как говорится, против фактов не попрешь: автором знаменитого «Пльзенского праздроя» был не кто иной как пивовар из Баварии Йозеф Гролл. Секретами производства темного пива Йозеф поделиться отказался, зато наладил производство светлого. В XIX веке «Праздрой» – известную во всем мире марку – варили из немецкого сырья и по немецким рецептам.


 


Большим пристрастием к пиву отличались германские студенты: видимо, грызть гранит науки на сухую не очень-то получалось. Студенты собирались в кнейпах (нечто среднее между трактиром и кабачком). Каждая корпорация имела свои маленькие студенческие шапочки, отличающиеся цветом и похожие на перевернутые блюдечки. Пиво из бочонка наливали фуксы – так называли студентов первого курса, еще не сдавших сессии. Существовали особый «пивной закон» и понятие «пивной чести». После каждого тоста полагалось опорожнять кружку. Допускался интервал в пять минут.


 


Немецкие политики не стесняются продемонстрировать закалку, полученную в годы бурной студенческой молодости. Например, канцлер фрау Меркель может спокойно замахнуть пару кружек пива на публике. А министр внутренних дел (что в данном случае звучит весьма символично) даже удостоен звания «Посол немецкого пива 2008 года» – Botschaftler des Bieres 2008. Послами немецкого пива становились и другие высокопоставленные чиновники – министр по защите пав потребителей Хорст Зеехофер и министр труда (!) Норберт Блюм.


 


В Германии варят пять тысяч сортов пива. (Каждый десятый пивовар мира живет в этой стране.) Чтобы попробовать даже самые популярные сорта, жизни не хватит. Думаю, что следует упомянуть нечто экзотическое, например Eisbock. Это пиво придумали в Северной Баварии, а сейчас «скопировали» канадцы. При его изготовлении использовалась техника замораживания пива в процессе брожения. Вода замерзала раньше, чем алкоголь, и в виде кристалликов льда удалялась из бродильных чанов. Пиво получалось более крепким – 10 градусов, темно-красного цвета, с кофейным привкусом.


 


Копченой бывает не только рыба. На севере Германии, в Бамберге, придумали «копченое» пиво. Для его варки используется ячмень, высушенный на открытом огне, практически копченый на дыму, что и придает пиву особый вкус.


 


Пшеничные сорта пива называют Weisse («белое») или Weizen («пшеничное»). Их разбавляют фруктовым сиропом. В эпоху наполеоновских войн французы, проходившие через Берлин, называли такое пиво северным шампанским.


 


Каждый кулик свое болото хвалит, а немец – пиво. Бывает, что два городка разделяет одна и та же река, но жители предпочитают только свое пиво. В Кельне вам принесут пиво желтого цвета – «кельш», а в Дюссельдорфе, расположенном всего лишь в 50 км, – напиток темно-коричневой окраски – «альт». И при этом местные жители будут отстаивать приоритет именно своих напитков.


 


В прошлом, когда холодильников не было, производство пива было сезонным занятием. В основном пиво варили в марте, оно называлось Marzen. Оно предназначалось для осенних праздников, поэтому второе его название – Oktoberfest. Пришла пора, собственно, перейти непосредственно к этому великому празднику пива.


 


Впервые праздник состоялся в октябре 1810 года, когда Бавария шумно играла свадьбу Людвига I и принцессы Терезии Саксонской. По этому случаю были устроены народные гуляния с пивом и конными скачками, которые проходили на большом лугу у городских ворот (луг с тех пор носит имя Терезы). На праздник были приглашены все жители Мюнхена. Пиво, кстати, тогда наливали бесплатно. Мероприятие так понравилось Людвигу, что он отдал распоряжение проводить его ежегодно.


 


Фестиваль Oktoberfest занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире праздник. На территории Терезиного луга ежегодно выстраивается 14 огромных пивных шатров, вмещающих до 100 тысяч человек, традиционные карусели, колесо обозрения и так далее. Каждый шатер принадлежит производителям конкретной марки пива. Публика в шатрах делится по возрастному и национальному признаку. Есть шатер, в котором собирается местная молодежь. Он открывается в пять часов вечера и «гудит» до самого утра. В шатре Loewenbraue любят собираться итальянцы, туда тянутся дамы, желающие провести время с темпераментными южными мужчинами. И так далее – каждый напиток имеет своих поклонников.


 


На фестивале разрешена продажа только баварского пива. Это хорошая задумка – за две недели шесть пивоварен продают около 30% своей продукции. Накладные расходы – за время праздника туристы «приватизируют» в качестве сувениров около 160 тысяч пивных кружек, ничто по сравнению с полученной прибылью. Во время фестиваля будет выпито около 7 миллионов литров пива, съедено 500 тысяч жареных курочек, немереное количество сосисок, жареного на вертелах бычьего мяса, и проч. и проч.


 


Примерно за неделю до начала праздника в СМИ начинается дискуссия: сколько можно не доливать пива в кружки? В итоге спорщики приходят к выводу, что можно не доливать 1 см до отметки 1 литр. Отчего такие поблажки? Считается, что клиенту придется долго ждать отстоя пены, и он будет недоволен посещением фестиваля. В действительности недолив составляет примерно 2 см. Но никто не ропщет. Иногда возникает проблема: невозможно поймать официанта – он очень занят. Однако никто не уходит, не расплатившись. Один из аттракционов Oktoberfest – фотографирование с дородной официанткой, несущей 10-12 кружек пива.


 


В одной из пивных палаток соберутся представители сексуальных меньшинств (ну как же теперь без них!). Но «гей-парад» – не главное событие фестиваля. По улицам Мюнхена пройдут тысячи настоящих мужчин – спортивных и горных стрелков, а также представители других немецких земель и гости из Европы – австрийцы, итальянцы, чехи, поляки…


 

Источник: http://116vecherov.ru

Комментариев нет: