В Чехии пиво пьют все. И местные, и приезжие. Пьют, потому что разнообразное, на любой вкус. Пьют, потому что хорошо утоляет жажду. Пьют, потому что способствует перевариванию жирной пищи национальной кухни. Пьют, потому что совсем недорогое.
Дотошные статистики подсчитали, что на душу каждого чеха (считая все возрастные группы) приходится в год 162 литра этого напитка!
Первую бочку пива, согласно хроникам, в Чехии сварили в XI веке. Однако поистине колоссального размаха его производство достигло в XIII веке, характеризующемся развитием и ростом городов — как на месте крепостных поселений, торговых центров, так и новых, заложенных «в чистом поле».
Для того чтобы поддержать пивоваров, король Вацлав издал целый ряд указов, связанных с пивом, которое уже тогда котировалось в средневековой Европе. Усердие государя привело к тому, что наиглавнейшим святым данной отрасли стал Вацлав, украсивший цеховое знамя пивоваров.
Не без его благословения этим довольно прибыльным ремеслом в XIII — XV веках стали заниматься многие. В конце концов мастеров данного профиля появилось столько, что пришлось издать своеобразный закон, согласно которому пивоварни должны были находиться друг от друга на определенном расстоянии — не менее одной мили.
Возникли и лицензии на варку пива. Интересно, что выдавались они не людям, а домам, а потому те, кто имел подобную бумагу, берегли принадлежащие им строения. Если в силу каких-то причин дом разрушался, его обитатели всеми силами старались сохранить хотя бы фасад или ворота.
Со временем к борьбе между конкурентами добавилась борьба с поместным дворянством, желавшим самолично получать немалый доход. И это не могло не сказаться на качестве продукта. Каждый старался сделать как можно лучше.
Оценку давала местная ратуша. Прежде чем получить право на продажу своего товара, пивовар, одетый в кожаные штаны, должен был явиться в местный магистрат с бочонком пива. Там его подвергали испытанию. Наливали немного напитка на дубовую скамью и усаживали на нее претендента. Если через определенное время штаны прилипали к скамье, пиво считалось качественным и могло продаваться. Если немного «недотягивало» до мерки, отдавалось по дешевке бедноте.
Если же было совсем плохим, то его производителя ждала незавидная участь. Пиво разливали у всех на виду по главной Ратушной площади, а пивовар платил штраф. В таком случае он хорошо отделывался, потому что мог получить и изрядную порцию розог, а то и оказаться на трое суток у позорного столба, прикованным цепью, соединенной со специальным железным ошейником.
Пивоварение в старые времена было теснейшим образом связано с политической и общественной жизнью страны. Так, оно стало одним из главных источников доходов, дававших возможность восстановиться после окончания Тридцатилетней войны.
Недаром существует чешская поговорка «Пиво — наш хлеб». Ее можно понимать как в переносном, так и в прямом смысле. Ведь на пиве нередко варили супы, которые считались полезными и питательными.
В XVIII веке, когда технический прогресс коснулся и пивоварения, в этой отрасли произошли большие изменения. В 1859 году оно приобрело промышленный характер, а в 1884 году в Чешском королевстве был введен «пивной канцлер» — налог с пива, шедший в городскую казну. И — положивший начало «пивной войне».
Чтобы не оставаться в накладе после уплаты налога, владельцы пивоварен и пивных вынуждены были поднять цены. Это привело к бунту посетителей пивных. Поскольку к ним относились все средние и низшие слои населения, дело дошло до парламента. И очень долго, в течение многих лет, велась борьба за стабильные цены на пиво. То трактирщики вместе с рабочими сражались с пивоварами, то рабочие боролись с трактирщиками, то все вышеперечисленные группы, объединившись, боролись с правительством.
В 1905 году Председателю Совета Министров был подан протест, в котором были и такие слова: «...так как мы не являемся страной виноделия, то пиво у нас — народный продукт, народный напиток, и ему нет замены.
Оно стало хлебом прежде всего представителей рабочего класса, которые были глубоко задеты подорожанием, волнение мысли в рабочих слоях успокаивается с трудом, и увеличение земского налога с пива могло бы быть причиной непредсказуемых последствий...».
Короче говоря, борьба за пиво постепенно вылилась в борьбу за всеобщее право на голосование.
Интересно, что со второй половины XIX века символом пивоварения, а потому украшением питейных заведений, стало изображение легендарного брабантского герцога Гамбринуса, который смотрит на нас с этикетки бутылки одного из сортов ячменного напитка. Нам это имя знакомо по рассказу Куприна «Гамбринус». По одной из версий, оно образовалось от имени Иоанн Первый, по-французски — «Жан», а «Первый» по-латыни — Примус. Впрочем, в России хорошо знают и чешское пиво «Гамбринус».
Хотя это — далеко не единственная марка пива, которое варят в Чехии. Несмотря на то, что никто не возьмется подсчитать, сколько имеется всего сортов (каждый населенный пункт, включая небольшие городки и деревни, готовит свой, руководствуясь оригинальными рецептами), знаменитых — не более 15.
В стране, где сегодня существует примерно пятьдесят заводов, в собственности государства остался лишь один крупный производитель — «Budejovicky Bud-van). Все остальные перешли в частные руки. Наиболее крупные, как правило, — в иностранные. А потому многие сорта чешского пива производят теперь и в других странах.
Любой сорт чешского пива хорош по-своему. У каждого имеется ряд отличий от других. Тем не менее существует конкретная система оценки качества по определенным критериям.
Главный критерий — плотность, которая выражается в процентах. Она может быть от 8 до 14. Самые популярные сорта имеют 10-12%.
Второй критерий — цветность. Пиво бывает как темное (tmave), так и светлое (svetle).
Третий критерий — содержание в пиве алкоголя. Очень крепкого пива (свыше 5%) в Чехии производится немного. Как и слабого (до 3%) и безалкогольного. В основном чешское пиво содержит 4,5 — 4,7% алкоголя (объемная доля спирта указана на этикетке мелкими цифрами). Считается, что летом лучше пить более легкое, а зимой — более тяжелое, плотное. Считается, что светлое, более терпкое, предпочитают мужчины, а темное — женщины. Однако такое деление весьма условно. У каждого чеха есть свои любимые сорта и любимые места, где можно спокойно посидеть, потягивая приятный напиток из большой стеклянной или керамической кружки.
Самое популярное в Чехии чешское пиво — разливное. Раньше его помещали в деревянные столитровые бочки, сегодня — в металлические кегли по 50 и 30 литров каждая. На втором месте — бутылочное, на третьем — баночное.
Между прочим, во времена СССР чешское «бочковое», как тогда говорили, пиво считалось в нашей стране наилучшим. Даже среди тех, кто имел возможность выезжать за границу и сравнивать его с распространенным тогда баночным пивом других стран. Но попить его можно было только в местах привилегированных — «закрытых» обкомовских и выше буфетах, ресторанах и барах домов творческих работников (писателей, журналистов и т.п.).
Вот некоторые, наиболее популярные сорта.
Будвайзер Будвар (Budweiser Budvar).
Знаменитое пиво из города Ческе-Будеевице. Готовится по старочешской рецептуре. Имеет оригинальный сладковатый привкус и горьковато-сладкое послевкусие.
Крушовице (Krusovice). Один из самых старых сортов пива золотистого цвета. Слегка горчит. Прекрасно освежает.
Старопрамен (Staropramen). Напиток гранатового цвета с хмелевым букетом и мягкой горечью. Восходит к оригинальной рецептуре пива «Granat», которое варилось еще в конце XIX века.
Кельт (Kelt). Совсем молодой сорт, появившийся в конце XX века. Варится по легендарному кельтскому рецепту.
Вельвет (Velvet). Полутемное пиво золотисто-коричневого цвета с бархатным вкусом и очень приятным послевкусием. Варится с конца XX века по традиционному английскому рецепту и не имеет аналогов.
Пилзнер Урквелл (Pilsner Urquell). Имеет блестящий золотой цвет и характерную горечь хмеля. Считается мировым эталоном светлых сортов пива. Обладает замечательным вкусом с тонким ароматом цветов.
Гамбринус (Gambrinus). Пиво золотистого цвета с солодовым вкусом, насыщенным фруктовым ароматом, горьковатым послевкусием.
Велкопоповицкий Козел (Velkopo-povicky Kozel). Имеет насыщенный темно-желтый цвет с хмельным ароматом и карамельным вкусом. Непревзойденный лауреат различных конкурсов. Варится по баварской технологии.
Требуется сертификация продукции? Наша компания - ваш лучший вариант.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий